12 Июн

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ СЛЕПЫМ И СЛАБОВИДЯЩИМ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ 3D ТЕХНОЛОГИЙ

В 2018 году по инициативе заведующей кафедры музейного дела Родионовой Д.Д. (канд. филос. наук, доцент) в рамках реализации студенческого проекта «Экспонат» (исп. студентка 4 курса, направление подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Кемеровский государственный институт культуры, Побожакова А.А., гр. МД-141) создана копия с использованием 3D технологии для тактильного осмотра людьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Проблема адаптации в обществе граждан с ограниченными возможностями здоровья в современном мире приобретает особую актуальность и становится важной задачей различных социальных институтов и государства в целом. Полноценная жизнь в обществе для инвалидов

невозможна без получения ими различных видов помощи и услуг, соответствующих не только их социальным, но и культурным потребностям.
Напомним, что еще в 2008 году выходит в свет важный международный документ, говорящий о правах инвалидов — Конвенция ООН о правах инвалидов, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция обращает внимание стран к решению вопроса безбарьерной среды – доступности для инвалидов общественных зданий, культурных мест отдыха, спортивных сооружений, транспорта.
Российская Федерация приняла конвенцию спустя год. Это послужило толчком к усовершенствованию законодательства России для людей с ограниченными возможностями, была создана государственная программа «Доступная среда». Целями программы являются разработка нормативно-правовых документов, улучшение условий доступности объектов социальных инфраструктур, создание оптимальных условий для адаптации и комфортной жизни в обществе.
Как показывает статистика, на 1 января 2017 год в Российской Федерации инвалидов насчитывается 13 млн человек, это больше 9 % от всего
населения страны. Количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 636 тыс. чел. Число инвалидов с каждым годом растет.
Работа с группой посетителей, имеющих проблемы со зрением нуждается в особом подходе, так как в основном все экспозиции работают на
зрительном восприятии. Познание мира у слепых и слабовидящих людей происходит через осязание. Через тактильное восприятие проходит получение представления о размере и форме предмета. В музее действует установленное федеральное правило: «руками экспонаты не трогать». Специально для слабовидящих людей в музее создаются макеты, копии, реконструкции и используют предметы из научно-вспомогательного фонда. Также как и осязание, у людей с ограниченными возможностями важную роль играет слуховое восприятие. Слабовидящие свободно, с помощью звукового ряда, определяют предметные и пространственные свойства окружающего мира. Необходимо в работе с данной группой посетителей использовать звуки и предметы для тактильного осмотра.
Опыт музеев мира показывает успешность этой практики с аудиторией инвалидов. Известен такой яркий проект как «Музей без правил»
осязательная галерея, открытая в Лувре в 1995 году и действующая сегодня. Выставка была разработана специально для слабовидящих людей.
В 2015 г. в музее Прадо в Мадриде появилась первая в мире выставка произведений искусства, картин великих художников, нарисованных для слепых людей. Текстурированная поверхность картины позволяет пальцами считывать образы. Все картины выполнены с помощью
технологии печати Didu, которая совсем недавно была разработана в дизайнерском агентстве в Испании. Картины напечатаны на 3D-принтерах. Не слепым людям даются специальные очки, чтобы они могли увидеть картинку, так как без очков можно увидеть лишь мутные наслоения образов.
Передовой опыт работы ведущих музеев позволяет разрабатывать современные инклюзивные музейные программы. В ГМИИ им.А.С
Пушкина для незрячих и слабовидящих посетителей доступны тактильные макеты экспонатов, представленных в рамках наиболее значимых выставочных проектов музея, образовательные программы, приуроченные к выставкам, а также тематические мастер-классы по постоянной экспозиции. Тактильные макеты выполненными шрифтом Брайля. На данный момент в музее проводится обзорная экскурсия и занятия по следующим темам:
  • Евангельские сюжеты в голландском и фламандском искусстве XVII века,
  • Натюрморт – мир на столе,
  • Прикосновение к античности,
  • Его высочество стул.
Для слепых, а также для людей с интеллектуальными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата в Омском музее
изобразительных искусств им. Врубеля сделали уникальные 3D-картины. Предметы, которые художник изобразил на холсте, изготавливают по отдельности из силикона и размещают так, как будто они находятся перед вами. Вместе с рельефной копией полотна получается картина в двух вариантах, которую можно исследовать доступными человеку способами. 5 таких моделей уже введены в постоянную экспозицию омского музея: это картины Айвазовского, Шишкина, Врубеля, Лампи Старшего и Явленского.
Данные технологии позволяют прикоснуться к искусству в прямом смысле этого слова и с учетом ее развития подобные шедевры можно будет увидеть в каждом музеи мира.
Вдохновившись данными работами, в сентябре 2016 года нами был придуман проект «Экспонат» предназначенный для слепых и
слабовидящих студентов Кемеровского института культуры. Данным экспонатом станет репродукция картины «Аттракцион» Андрея
Геннадьевича Поздеева, подлинник которой находиться в коллекции живописи и графики Кемеровского государственного института
культуры.Данная картина была выбрана не случайно — контрастная работа будет доступна людям с остаточным зрением. Картина «Аттракцион» подарена Кемеровскому институту культуры и искусств в 1994 году Комитетом по культуре и туризму администрации области, была отреставрирована в 2012 году по инициативе проректора по научной и инновационной деятельности в рамках студенческого проекта «Спаси картину». Является жемчужиной художественной коллекции КемГИК.

 

В реализации данного проекта мы столкнулись с трудностями. Дело в том, что методика разработки картин для слепых отсутствует. Для разработки проекта была получена профессиональная консультация Заведующей отделом музейной педагогики музея изобразительного искусства им. Врубеля занимающейся вопросами инклюзии в художественных музеях. По ее мнению, существует несколько способов создания картины. Нам было предложено уменьшить масштаб картины в половину так как это комфортно и для осмотра, и для размещения. С технической точки зрения у картины существовало несколько вариантов исполнения. У выбранной работы может быть как один, так и 2 плана, поэтому, видимо, варианта два: либо фон на котором на одну высоту выступают все элементы, но в центре есть условное деление прочерченными «рвами» или разными фактурами, либо две высоты для двух планов (0,5 см и 1 см). Также нам предлагалось для каждого цвета задать свою высоту, разница между высотами должна составлять не менее 2 мм.
Нами было принято решение остановиться на варианте создания разной высоты деталей. На данный момент 3-х мерным моделированием и созданием картины занимается центр 3D печати ООО «3 у м» (триум). Для картины создана тактильная этикетка совместно с Кемеровской Областной Специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих. Дальнейшим нашим этапом будет разработка аудиогида по картине. Технология создания 3D картины будет отражена в моей ВКР.
Подводя итог всему выше сказанному хотелось бы отметить что, данные проекты особенно актуальны в связи с тем, что необходимо – повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к ним. Развитие данного нового направления деятельности современного музея на сегодняшний день одно из приоритетных.
Статью подготовила Побожакова Анастасия.
Со своей стороны, как исполнители данной картины, можем добавить, что по средствам 3D печати и под чутким руководством Побожаковой Анастасии, за короткий период времени нам удалось завершить благое дело.

Добавить комментарий